Для родителей
Ребенок до 7 лет должен научиться:
Выражать свои чувства, понимать других, общаться и т.д.
Для этого необходимо больше играть с ребенком.
Поощрять его игры со сверстниками, подталкивать ребенка к выбору самых различных ролей. Здорово, если дети делают что-то вместе, например, рисуют одну картинку или строят башню из кубиков (или что там еще под руку попадется!).
Действовать с незнакомыми предметами, исследовать их, воображать и фантазировать, конструировать, мыслить образно (не требуйте от детей логики), то есть складывать яблоки, а не цифры.
Для этого лучше всего делать что-нибудь руками. Лепите с ребенком фигурки различных животных и предметов из пластилина и глины (пусть он почувствует разницу в этих материалах!). Клейте картонные домики, делайте аппликации из бумаги и ткани. Разберите старый утюг, посмотрите, как устроены прожилки у листика незнакомого дерева.
Придумывайте рассказы на музыку и сказки про разных героев.
Играйте в игру "Убери лишнее" из 3 (а потом 4) картинок. Путешествуйте по дому с закрытыми глазами или ползком. Главное помнить, что ребенку очень важно, чтобы вы делали это вместе с ним, особенно если для него одного это сложно.
Действовать по правилам, копировать, внимательно слушать, контролировать себя (конечно же, в разумной мере - ребенок не маленький взрослый!).
Для этого желательно, чтобы игры ребенка различались по правилам. Придумывайте правила игр вместе с детьми и строго следите за соблюдением. Играйте с ребенком в игру "Кто дольше?": не моргнет, не шелохнется, не вдохнет и т.д. Играйте в партизан и разведчиков. Все это научит ребенка владеть собой.
Перерисовывайте вместе с ребенком картинки, нарисуйте несколько "лабиринтов" - пусть ребенок чертит карандашиком, не отрываясь от бумаги, путь до входа. Нарисуйте ему несколько несложных линий на листе в клетку (3 клетки вверх, 2 налево и т.д.) и попросите сделать такую же "змейку, чтобы они могли дружить". Ну а дальше - на что фантазии хватит!
Если все это (и я уверена, многое другое!) ваш ребенок и вы делаете - поздравляем! - готовность к школе - N 1. И пусть он не знает букву "ы" - учиться ему будет легко и интересно!
15 знаний ребёнка - перед поступлением в школу:
Своё имя, отчество и фамилия.
Свой возраст и дата рождения.
Своя страна, город и домашний адрес.
Фамилия, имя, отчество родителей, их профессии.
Времена года, месяцы, дни недели.
Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
Тематический словарь: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
Пересказ народных сказок, некоторых произведений детских писателей.
Названия и различия геометрических фигур, ориентация в пространстве, на листе бумаги (право, лево, верх, низ).
Умение полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
Способность запомнить и назвать 6-8 предметов, картинок, слов.
Разделение слов на слоги по количеству гласных.
Определение количества, последовательности и места звуков в слове.
Хорошее владение ножницами, карандашом: способность без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
Счет от 1 до 15. Обратный счёт от 10 до 1.
Счетные операции (сложение, вычитание) в пределах 10.
Оценка развития познания:
-Владеет ли ребенок основными понятиями (правый — левый, большой — маленький, твердый - мягкий и т.д.)
Сможет ли ребенок классифицировать предметы по принципу: летает - не летает, живое – неживое и т.д.
-Сможет ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?(например говорим: унеси в спальню книжку, возьми карандаш и принеси мне подушку и карандаш)
-Сможет ли ребенок назвать почти все гласные и согласные буквы алфавита?
-Сможет ли ребенок завершить небольшой рассказ? Например:
Что придумал Миша?
В одном доме жил Миша с мамой и папой. В этом же доме жили Мишины друзья: Соня, Ваня и Кирилл. Еще в этом же доме жила старушка, которая рассказывала детям сказки. Ребята очень любили слушать эти сказки. Однажды бабушка сказала: «Заболела я сегодня, едва с постели встала. Надо мне к доктору сходить, а у меня кровать не убрана, посуда не вымыта». Пошла бабушка к доктору, а Миша побежал к друзьям и закричал: «Соня, Ваня, Кирилл! Пойдемте со мной скорее, я что-то придумал! Скоро каждому найдется работа!» (С.Забрамная)
Попросите ребенка ответить на слудующие вопросы
-Какую работу придумал Миша?
-Почему надо было помочь бабушке?
-Почему бабушка должна была пойти к доктору?
-Что нужно было сделать у нее дома?
Этот тест пройден успешно, если на первые четыре вопроса вы ответили "да", а на пятый ваш малыш составил рассказ и ответил на вопросы.
Оценка базового опыта ребенка
-Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в аптеку, магазин?
-Был ли ребенок в библиотеке?
-Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в музее?
-Была ли у вас возможность регулярно читать ребенку книги или рассказывать истории?
-Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка речевого развития
-Может ли ребенок назвать и показать окружающие его предметы?
-Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
-Может ли ребенок объяснить, для чего служат основные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
-В состоянии ли ребенок рассказать историю, описать произошедший ним случай?
-Четко ли ребенок выговаривает слова?
-Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
-Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или участвовать в домашнем спектакле?
-Может ли ребенок объяснить, где расположены некоторые предметы (у стены, на столе, на полу и т.д.)
Зрительное восприятие, память и различение
-Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) ряд картинок?
-Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
-Может ли он самостоятельно сложить несложную головоломку (мозаику) из 15 деталей?
-Может ли ребенок составить рассказ по картинке, уловить главную мысль, проследить основные связи?
-Может ли ребенок заметить отсутствие одного предмета, если ему показать 6 игрушек, а затем одну убрать?
-Легко ли ребенок узнает людей, которых встречает достаточно редко?
-Может ли ребенок узнать предмет, непохожий на остальные?
-Может ли ребенок на слух и по изображению различить похожие слова и буквы (например кот — год, з — с)?
-может ли ребенок назвать 6-8 предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
-Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов?
Оценка физического развития
-Хорошо ли ребенок слышит и видит?
-Может ли он сидеть спокойно в течение некоторого времени?
-Развита ли у ребенка координация двигательных навыков, может ли он играть и ловить мяч, прыгать, залезать на лестницу, кувыркаться?
-Выглядит ли ребенок бодрым?
-Выглядит ли ребенок здоровым и отдохнувшим?
Оценка отношения к книгам
-Возникает ли у ребенка желание посмотреть книжку самостоятельно?
-Часто ли ребенок просит вас почитать ему книжку?
-Внимательно ли он слушает, когда ему читают вслух?
-Задает ли ребенок вопросы по содержанию прочитанного?
Оценка умения общаться
-Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними игрушками?
-Соблюдает ли ребенок очередность, когда этого требует ситуация?
-Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Общая готовность
-Объясняет ли с помощью слов, а не показывает пальцем, чего он хочет?
- Понимает ли смысл того, о чем ему говорят и читают?
-Знает ли свое имя, отчество, фамилию, домашний адрес, дату рождения, где и кем работают родители?
-Вырезает ли ножницами фигурки, ровно по контуру?
-Внимателен ли когда с ним разговаривают?
-Способен ли работать самостоятельно при выполнении заданий?
- Способен ли ребенок сидеть спокойно в течении 30 минут, занимаясь каким то делом?
-Ладит ли с другими детьми?
Прочный успех в учении зависит не от того, умеет ли ребенок читать или писать (этому его научат), а от стремления узнавать новое. Чтобы ребенок мог и хотел учиться в школе, у него должна быть сформирована высокая познавательная активность, эмоционально-положительное отношение к познанию, стремление к самостоятельности, проявление инициативности, любознательности к окружающему миру, умение активно мыслить, запоминать, сравнивать, наблюдать и объяснять.