Методические материалы
Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию "Кошка Муся и котята"
Конспект НОД "Морское путешествие"
Сценарий осеннего развлечения в младшей группе "Осенний сундучок"
НОД "Путешествие в весенний лес"
Конспект игры - путешествия в младшей группе
Сценарий "В гости к Снеговику" - 15
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
После рождения ребенка мать большую часть своего времени проводит с ним. Отцы все чаще самоустраняются от воспитания, в том числе и духовного, своих наследников, объясняя это занятностью на работе, говоря, что основной вклад его в семью – это заработанные деньги.
Еще хуже, если ребенок растет в неполной семье, где чаще всего отсутствует отец. Для полноценного воспитания ребенка необходимо наличие взрослых обоего пола. Для девочки в семье образцом поведения служит мать, прообразом будущего избранника – отец. В неполной семье, состоящей, как правило, из матери и детей, отсутствует образец мужского поведения, формирующий полоролевое воспитание мальчиков и стереотипный образ партнеров у девочек.
Российская семья сегодня разительно отличается от классического понимания, где старшие заботятся о младших, где есть бабушки и дедушки, ей присуще нарушение семейных связей – гражданские браки стали нормой. Социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом. Многие семьи живут на грани развода. Стирается привычный уклад семьи, теряются сформировавшиеся годами семейные принципы – все это стало ярко проявляться в сюжетных играх детей. Одни дети доказывают другим, что в семье должно быть два папы, у них так, и другой вариант они не рассматривают. Либо дети копируют поведение своих отцов, которое так же противоречит моральным нормам.
« Воздух и вода – наши лучшие друзья».
Автор: Серажиева Ольга Александровна, воспитатель 1 кв. категории,
МКДОУ д/с «Родничок», р.п Куйтун.
Тип проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Срок реализации проекта: среднесрочный.
Цель проекта: развитие поисково – познавательной деятельности дошкольника путём ведения исследовательской опытно - экспериментальной работы.
Гипотеза: поисково – познавательная деятельность дошкольника будет развиваться при условии обучения педагога, совместно с заинтересованностью и помощью родителей воспитанника.
Предмет: совокупность методов и приёмов для развития исследовательских способностей ребёнка старшего дошкольного возраста.
Объект: поисково – познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МКДОУ д/с «Родничок», р.п Куйтун.
Опыт работы с семьей и социумом.
Обобщила: Серажиева Ольга Александровна, Воспитатель первой
квалификационной категории МКДОУ детский сад «Родничок»
(приложение – презентация)
« От того, как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш.»
В.А.Сухомлинский.
Разрабатывая систему взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, нашему педагогическому коллективу понятны и близки ведущие идеи «Концепции» о том, что семья и детский сад хронологически связаны формой преемственности.
Дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: без квалификационной помощи специалистов семье обойтись сложно, особенно при подготовке ребенка к школе. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания.
Порой, мы взрослые не задумываемся – часто ли мы обнимаем ребенка, ласково его называем, сколько качественного времени уделяем своим детям?
Поэтому так необходима тесная связь д/с и семьи, конечно родители несут ответственность за воспитание ребенка, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Проблема взаимодействия ДОУ с семьей актуальна тем:
- Что д/с – первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей.
- Работа с родителями считается самой сложной в педагогической деятельности.
- Возрастают и запросы родителей.
- Вместе с тем существует ряд негативных моментов – обесценивается понятия любовь, семья, брак.
- Падение ценности родительства по сравнению с другими сферами деятельности, нежелание заниматься воспитанием ребенка.
Цель:
- Вовлечение родителей в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Использование разных форм сотрудничества и совместного творческого взаимодействия.
- Повышение общей культуры семьи и психолого –педагогической компетентности родителей.
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Результативность данной работы состоит в следующем:
- Родители чаще и активнее принимают участие в разных видах взаимодействия.
- Увеличивается число родителей – активистов.
- Родители охотно откликаются на все наши начинания и предложения.
Формы и методы взаимодействия с семьей ведется в 3 направлениях.
- Информационно – аналитическое:
анкетирование, тестирование, социологический опрос, почтовый ящик.
- Наглядно – информационное:
уголки для родителей, фото(выставки), выпуск газет о жизни детей в д/с, видеосюжеты, семейные и групповые альбомы, дни открытых дверей, открытые просмотры, консультации.
- Познавательно – досуговое:
собрания, педагогические гостиные, вечерний клуб, спортивные и фольклорные досуги, конкурсно – развлекательные программы, участие в конкурсах.
Остановимся на познавательно - досуговом направлении.
В начале учебного года открывается педагогическая гостиная для всех родителей. Эта форма общих собраний удачна, т. к задействованы все родители для возможности проявления своих знаний. Это «Азбука нравственности», направленная на изучение азов воспитания через народную культуру. Семейная конкурсная студия - гостиная «От счастья ключи в семье ищи», по типу ток-шоу, в которой участвуют семьи, вырастившие не одно поколение детей в нашем саду. Семьи делятся своими секретами воспитания, рассказывают о традициях в своих семьях. По окончании родители оставляют свои пожелания и впечатления от совместного время провождения, на дереве пожеланий.
Центральным звеном в совместной работе являются собрания в нетрадиционной форме. Отличительной особенностью наших собраний - они носят неформальный характер, положительный эмоциональный фон создается за счет игрового сюжета. Родители не просто слушают, а включаются в педагогическую деятельность.
Игровое собрание «Что? Где? Когда?» - на самые актуальные вопросы родители дают ответ, делятся опытом семейного воспитания.
КВН в котором родители представляют свои команды, им же предстоит проявит свое творчество, смекалку, эрудицию. Все задания оцениваются в баллах.
Игровое собрание «Кафедра воспитания» с участием детей, которые показали свою деловитость, ответственность. Дети выступали в роли министра труда и образования, директора школы, и задавали вопросы родителям от лица исполняющей роли.
В рамках проекта «Вместе с папами» прошел вечерний клуб отцов, напоминающий своего рода экзамен. Папы отвечали на серьезные и каверзные ответы. рассказывали чему они учат детей, как организуют досуг в семье, могут ли функции мамы взять на себя, допустим накормить ребенка. В завершении определились победители в номинациях – Папа –эрудит, Хозяйственный папа, Папа – активист и др.
Обязательным украшением данных форм общения является участие детей. Ход собраний сопровождается игротренингом с родителями и детьми ( к примеру, родителям предлагается угадать, какую игрушку выберет их ребенок, затем детям предлагают выбрать понравившуюся игрушку, досадно если мнения родителя и его ребенка не совпадает), презентацией детьми любимой игрушки (демонстрация и рассказ о ней), по окончании уместно провести небольшой концерт, развлекательную игру с детьми «Умники и Умницы» .
Для привлечения родителей к активному осмыслению проблем воспитания и развития приглашались родители на педагогический совет. Родители как полноправные участники участвовали в обсуждении разных направлений в педагогической деятельностиДОУ, для них организовывалась выставка пособий и учебных материалов. Все предложения, мнения родителей учитываются и принимаются в дальнейшей работе.
Традиционно отмечаем День Матери, Это развлекательно – конкурсная программа «На планете Мам», с участием мам, бабушек и детей или «Мисс- малышка» с разными конкурсами для будущих хозяек. Бабушки особенно любят посещать мероприятия с участием детей.
Совместные развлечения и праздники детей и родителей это времяпровождение, доставляющее удовольствие и тем и другим . Спортивные досуги с участием родителей, приурочены к Дню защитников Отечества, так и в течении года «Папа, мама, я – спортивная семья». Счастливые от восторга глаза ребенка – лучшая награда родителям за правильно организованный досуг.
В ДОУ работает фольклорный кружок «Лапоток» Обязательно планируется проведение развлечений Пасха, Масленица. Посиделки, Ярмарка. Родители охотно бывают на праздновании исконно русских традиций, принимают участие в подготовке по организации ярмарки – распродажи выпечки, средства от продажи идет на приобретение подарков для выпускников.
В рамках проекта по привлечению отцов к участию в жизни д/с приглашались папы для совместных игр с детьми в шашки, домино, шахматы, собирательные игры с конструктором ,а также просто лепили и мастерили поделки. Папы знакомили детей с профессиями – к нам приходил папа - инспектор дорожного движения, папа – водитель.
Познакомиться с профессией пожарных мы отправились в пожарную часть, дети наглядно, воочию увидели пожарную машину, и все предметы труда пожарных.
Проводимый День Открытых Дверей – родители могут не только наблюдать ребенка в учебной деятельности, но и в режимных процессах. Предварительно составляется план – расписание всех мероприятий на день, которые можно посетить. Но данная форма не является активно посещающей родителями, их все же привлекает вечерний отрезок времени.
Приглашаем учителей начальных классов на просмотр занятия с будущими первоклассниками, а кроме того сами отправляемся на экскурсию в школу. Проводится совместный урок дошкольников и первоклассников. Дети знакомятся с классом .
Мы книжкины друзья и с удовольствием бываем в гостях у книжек. Экскурсию в библиотеку организуются как в районную так и в школьную. Не пропускаем мероприятия, организованные в музее. Выставки и экспозиции, знакомство с народными традициями.
А к 9 мая возлагаем цветы к памятнику воинам Великой Отечественной Войны.
Организуются экскурсии в природу для наблюдений и отдыха детей.
Положительная динамика по участию родителей в жизни ДОУотражает повышение участия родителей-активистов : 22%, большую часть составляют родители – исполнители: 67% , уменьшается число родителей –наблюдателей: 13%.
Взаимодействие родителей и ДОУ происходит не сразу. Это длительный и кропотливый труд педагогов, не имеющий готовых технологий, и его успех определяется интуицией, инициативностью, терпением, и умением педагогов. Главное на этом пути удерживаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить в светлое, разумное, доброе.